0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Леонид Делицын, аналитик компании ФИНАМ, написал прекрасную статью о том, почему резко падают продажи планшетов и, в общем случае, любого высокотехнологичного товара ( http://on.fb.me/1me31f4 ):Ситуация здесь легко распознаваема, и известна она давно. Кстати, я долго не мог понять причину успеха Фрэнка Басса, который при помощи своей модели распространения инновации предсказал пик продаж цветных телевизоров. В середине 60-х Басс точно предсказал пик продаж цветных телевизоров в США, и стал знаменит. В последующие четыре десятилетия две сотни его аспирантов укрепляли величие вождя своими добротными работами.Кого интересует ПИК продаж устройств, и зачем это надо? Этого я не понимал, пока не прочитал написанную в девяностые и защищённую в ЦЭМИ диссертацию Ю.А. Кобленц-Мишке, посвящённую моделям продаж товаров длительного пользования. Кобленц-Мишке рассказывает там историю с электрическими швейными машинками.В СССР швейных машинок было мало, и думали, что именно в них - счастье. И государство, в конце концов раскачалось наладить их производство. Продажи росли, росли, росли. В ответ на такой спрос со стороны трудящихся, государство построило новые заводы по производству швейных машинок. И тут продажи закончились. Почти совсем. Все, кому надо было, купили эти машинки, а служили они долго.Капитаны производства были наказаны, но государство сделало вывод о спасительной роли дефицита в поддержании стабильности. И больше таких ошибок не делало. Если народ хватал новинку, то её цена вырастала за счёт необходимости стоять в очередях, записываться, доставать по блату и т.п. Но новых заводов по массовому производству государство больше предусмотрительно не строило. Оно сочло дефицит меньшим злом. Кризис перепроизводства является неизлечимым пороком капитализма (жажда наживы мешает прогнозировать и планировать), а в плановой (на основе научно обоснованных планов!) социалистической экономике такого не бывает.Цветные телевизоры тоже, по-видимому, служили достаточно долго. Настолько долго, что Фрэнк Басс положил им сроком службы вечность и модель свою назвал моделью распространения новых durables - подчёркивая, что речь не о пшенице, как у Адама Смита. Потому что пшеницу мы покупаем каждый год или месяц, а durable - раз и навсегда. (Типичный durable - это кинофильм. Пик выручки - в первые выходные).Поэтому в модели Басса вообще нет покупок на замену, и она так проста. Вскоре, лет через 5-10 другие учёные надстроили модель - добавили срок службы устройства и покупки на замену. Модель сразу стала сложной, но терпимо сложной - даже в Excel можно сосчитать.Вернёмся теперь к планшетам. Срок службы планшета должен быть грубо тот же, что у компьютера. Иначе планшет - хуже. (У нас, правда, разбился в первые же полгода). Если планшет сломался - жизненно ли необходимо покупать другой на замену? Не факт. Смартфон и компьютер отчасти его заменяют. Таким образом, планшет - это своего рода durable. Может быть, он и не служит сорок лет, как советский холодильник, но покупать на замену его будут вяло. Это не пшеница, и не ботинки. Можно позаимствовать функцию плотности вероятности ПК, и провести расчёты. Пишут, что срок службы планшета - три года. Может быть и так, но это значит, что после смерти он - ещё пару лет не особо-то нужен. То есть надо бы купить, но можно покупку и отложить.Продажи планшетов росли очень быстро. "Чрезмерно" быстро. Ударно потрудились производители из Юго-Восточной Азии, которые быстро сбили цены. Если бы Apple держала высокие цены, то люди должны были бы копить, и планшет не маячил бы перед носом каждого, возбуждая страдания - почему у меня до сих пор такого нет? Первоначальные продажи могли бы расти не так быстро - не столь заметна была бы и разница между пиком и итоговым равновесным значением.Короче говоря, как и в случае швейных машинок (которые тоже нужны многим, но не каждому), спад рынка - это обратная сторона чрезмерно быстрого роста и длительного срока службы. Быстро продали durable. Полностью. Как нового Джеймса Бонда с Роджером Муром или Тимоти Дальтоном.Но как быть аналитику? Объяснять поведение рынка такими причинами - ... непрофессионально. Такое объяснение допустимо для диссертанта, но недопустимо для Эксперта, который объясняет сложные вещи за три секунды в понятных аудитории терминах. А сказать, что рынок - сам виноват, это значит - посеять сомнения в способности производителей гаджетов прогнозировать продажи. Аудитория легче засомневается во вменяемости аналитика. Аудитории, которая читает подобные темы, вообще нравится верить, что в целом всё благополучно, хотя непредсказуемые флуктуации внешней среды вносят приятное разнообразие. В этом ключе её, аудиторию, профессионал и развлекает типа информацией.Можно, поискать приемлемые аудиторией объяснения в сетованиях завсегдатаев форумов - нет новых функций, качество экрана не улучшилось, инноваций нет. (Что может быть эффективнее, чем подглядеть то объяснение, которое понравится аудитории? ) Инноваций-то и в ботинках нет, но я всё равно покупаю новые, когда старые прохудились. Я не ради инноваций покупаю ботинки, а потому что аналитику полагается ходить в ботинках. И если он хочет продолжать ходить в новых ботинках, то, конечно, не должен соваться с наукообразными объяснениями.(публикую с небольшими сокращениями с разрешения автора)Писать мне можно на @sinodov или на yury@sinodov.com
Какая-то лютая банальность, поданая как истина в последней инстанции. Тьфу, блядь.
ФИНАМ
Цитата: shs от 04 февраля 2016, 15:49:58ФИНАММожет, ты еще текстовую трансляцию дом-2 вести тут будешь?
Цитата: airdwarf от 04 февраля 2016, 22:59:54Цитата: shs от 04 февраля 2016, 15:49:58ФИНАММожет, ты еще текстовую трансляцию дом-2 вести тут будешь?А это запрещено правилами?
зря ты это сказал
Цитата: october4 от 05 февраля 2016, 14:09:17зря ты это сказалаватарку смени
Цитата: shs от 05 февраля 2016, 14:10:21Цитата: october4 от 05 февраля 2016, 14:09:17зря ты это сказалаватарку смени намекает?
Вы игнорируете данного пользователя. Показать сообщение.
просто при виде овотарки у тебя сраз всплывает цитата
Sinodov.com:tm:: -= Конец безлимитных денег в IT =-В записи от третьего февраля в этом чате (она же - копия поста Леонида Делицына: http://on.fb.me/1me31f4 ) на примере рынка планшетов описывалась опасность обычного линейного предсказания роста рынка на базе текущих и предыдущих продаж. Вкратце: насыщение рынка происходит относительно быстро, а обновление устройств происходит медленно, если происходит вообще, в результате чего "заводы стоят". Если мы применим подход изложенный Делицыным на более высокий уровень абстракции, мы можем заподозрить, что мы находимся накануне того момента, когда в интернет-проекты и высокотехнологичные новинки вкладывать становится опасно.Для начала пара примеров:КОНКРЕТНЫЙ"Яндекс" вкладывает свои свободные средства в покупку своего офиса, ценой в шестую себя самого: https://yandex.ru/company/press_releases/2016/0219То, что было бы офигенным решением в 2014-м году, хорошим в 2015-м, выглядит как исправление ошибок в 2016-м. Да, правильным в текущей ситуации, но исправлением ошибок.При этом не находится проектов, в которые "Яндекс" был бы готов вложить такие же деньги с надеждой вернуть их впоследствии. Это может говорить не только о качестве проектов, имеющихся на рынке (похоже что "Яндекс", наконец, поверил в то, что Avito купить невозможно), как о возможностях "Яндекса" по покупке этих проектов, так и о глубине ошибки со стоимостью аренды - иногда перестать множить убыток это тоже прибыль.Тем не менее запомним, что суперклассных проектов на рынке сейчас нет.АБСТРАКТНЫЙК каждому телефону сейчас прилагается по множеству гаджетов производитель каждого из которых считает свой обязательным для приобретения. Примеры:- умные часы- фитнесс-браслет- VR-шлем/очки (или адаптер для телефона)- On the go (OTG) устройства, где вообще встречается всё, от мышки до эндоскопа (http://www.gearbest.com/microscopes-endoscope/pp_229387.html via @kukutz Прекрасная вещь - особенно для бедных регионов)- гаджеты-сателлиты, вроде бэкаперов и зарядников.Количество гаджетов из каждой этой категории никогда не превзойдёт количество проданных телефонов. Просто из-за того, что не каждый владелец телефона его купит.На личном примере я это ощутил после появления Google Glass. Возник внутренний голос, который сказал "так, стоп. Это какая-то херня для задротов". У меня не появилось ни Google Glass, ни Apple Watch (c iOS 5.1 не работает? Ну ладно), ни кучи более мелких гаджетов. От чего я, как IT-журналист практически не пострадал: рынок фрагментируется и новостей связанных с Apple Watch от которых всколыхнулся бы весь земной шар я всё ещё не видел.== Что это значит на практике ==Обозначился зримый потолок доходности венчурных инвестиций в IT. Что переводит их из разряда высокорискованных вложений, но с потенциальной условно "бесконечной" доходностью в категорию вложений с просчитываемой предельной доходностью. Это приведёт к ограничению вложений в хайтек-компаний.(Мне можно писать на @sinodov и в yury@sinodov.com)